ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МУСУЛЬМАНСКОЙ РЕЛИГИИ


Кто такой мусульманин
Слово “мусульманин” в переводе с арабского означает “покорившийся Аллагьу, предавшийся Аллагьу”, то есть человек, признающий своего Творца и следующий Его велениям.
Быть мусульманином, то есть оказаться на пути истины, – это великая честь и великое благо, дарованное нам Всевышним Аллагьом.
Критерием, который отличает мусульманина от немусульманина, является Шахадат (Шагьадат - свидетельство).
Шахадат, или калимату шахадат – это следующая формула единобожия и признания пророческой миссии Мухаммада:
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسوُلُ اللَّهِ
“Ашгьаду алла илагьа илла ллагь, ва ашгьаду анна МухIаммада-р-расулуллагь!” (“Я свидетельствую, что нет бога (божества) кроме Аллагьа, и (еще) я свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – посланник Аллагьа”).
Таким образом, мусульманин - это тот, кто убежденно произнес шахадат.
После произнесения формулы шахадата с соответствующим убеждением, т.е. уверовав в то, что Аллагь – единственный Бог и что Мухаммад – Его посланник, посланный к людям для обучения их истинной религии, кафир (неверующий, неверный) становится мусульманином.

Смысл Шахадата

Ашгьадуя свидетельствую (зная, будучи абсолютно убежденным, без тени сомнения и без принуждения), алла илагьа - что нет бога (божества, которому в действительности следует поклоняться) илла ллагь – кроме Аллагьа (единственного Бога, которому следует поклоняться, у которого нет ни временных, ни других ограничений, не нуждающегося ни в ком и ни в чем, не похожего ни на кого и ни на что, которому нет подобных, Всемогущего, Всезнающего, Всевидящего, Всеслышащего Творца и Управителя всего сущего, по воле которого происходит все, против воли которого не происходит ничего, который по Своей милости отправил пророков к человечеству для наставления людей на путь истины и который является Властелином Судного дня – последнего дня, когда решается судьба каждого в вечной жизни), ва ашгьадуи еще я свидетельствую (также зная, будучи абсолютно убежденным, без тени сомнения и без принуждения), анна МухIаммадапоистине Мухаммад (отцом которого является Абдуллах, а матерью – Аминат, происходящий из племени Курейш, из рода Хашима, рожденный в Мекке и похороненный в Медине) - р-расулуллагь – посланник Аллагьа (посланный Им к людям, чтобы научить их Истине, истинной религии).

Мусульманская религия

Мусульманская религия имеет три основы: Иман, Ислам и Сунну.
Иман включает в себя основы вероубеждения.
Ислам – основополагающий минимум обязанностей, которые должен соблюдать человек, имеющий Иман.
Сунна – это то, что дополнительно рекомендуется делать мусульманам, поскольку это делал или одобрял Пророк . Сунна не является обязанностью, и ее несоблюдение не считается грехом, но весьма желательно соблюдать ее, ибо за это мусульманин получит большое вознаграждение.
Осознание того, что Всевышний Аллагь видит нас, слышит нас и знает о всех наших мыслях, хотя мы Его и не видим, называется Ихсаном (ИхIсан).
Все религиозные ритуалы желательно совершать в состоянии ихсана, то есть помня, что Аллагь нас видит и слышит, хотя мы Его и не видим. А еще лучше помнить об этом все время.
Чтобы подчеркнуть важность Ихсана, иногда, говоря об основах мусульманской религии, называют Иман, Ислам и Ихсан.

ИМАН
Слово “Иман” в переводе с арабского означает “вера”.
Иман – это полное принятие всего того, с чем пришел пророк Мухаммад , вера во все то, что он говорил и передал от Всевышнего Аллагьа. Условием Имана является шахадат, поэтому те, кто полностью не принимают сердцем и не произносят языком формулу Шахадата, не имеют Имана.
Иман имеет шесть арканов.
Слово “аркан” является формой множественного числа слова “рукну”, означающего в переводе с арабского “столп” и трактующегося как “необходимая, обязательная составная часть целого, без которой целое теряет свою сущность”.
Многие религиозные ритуалы имеют свои арканы (атрибуты). Если пропустить хоть один рукну (атрибут) того или иного ритуала, то весь ритуал считается недействительным.
Арканами Имана являются:
1. Вера в Аллагьа.
2. Вера в Его ангелов.
3. Вера в Его книги.
4. Вера в Его пророков.
5. Вера в судный день.
6. Вера в предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Аллагьа.
Истинно верующий мусульманин должен верить без сомнений во все составляющие (арканы) Имана без исключения. Если не верить хотя бы в один из них, то Иман недействителен.
Признание всех арканов Имана на арабском языке выражается следующей молитвой, называемой Аманту:
امنت بلله و ملاءكته و كتبه و رسله ولايوم الاخر وبالقدر خيره و شره من الله تعالي
“Аманту биллагьи, ва малаикатигьи, ва кутубигьи, ва русулигьи, валь йавмил ахири, ва биль къадари, хайригьи ва шарригьи мина ллагьи тагIала”.
Приведем смысл молитвы Аманту.
Аманту я верю (всем сердцем и подтверждаю это подчинением всех частей тела требованиям данной веры) биллагьив Аллагьа, ва малаикатигьи и в его ангелов, ва кутубигьи – и в Его Книги, ва русулигьи и в его посланников, валь йавмиль ахири и в судный день, ва биль къадари и в предопределение судьбы, хайригьи ва шарригьи хорошее или плохое в судьбе мина ллагьи тагIала исходит от Аллагьа Всевышнего.

ИСЛАМ
Слово “Ислам” в переводе с арабского означает “покорность Всевышнему Аллагьу”.
Каждого умственно полноценного (то есть не являющегося психически больным) человека (как мужчину, так и женщину), достигшего половой зрелости (в среднем 14,5 лет) и cлышавшего об Исламе, называют мукаллафом. Достаточно, чтобы человек слышал формулу: “Ла илагьа илла ллагьу МухIаммадун расулу ллагь”, – то есть: “Нет бога кроме Аллагьа, Мухаммад – Посланник Аллагьа”.
Каждый мукаллаф должен соблюдать требования Ислама. По тому, насколько тщательно человек соблюдает требования Ислама, можно судить о глубине и крепости его Имана.
Ислам имеет пять столпов, являющихся первостепенными и основополагающими обязанностями мусульман:
1. ШАХАДАТ, то есть убежденное свидетельствование, что нет бога (божества) кроме Аллагьа и что Мухаммад – посланник Аллагьа, посланный, чтобы обучить людей истинной религии.
2. САЛАТ (Ас-салат) - ежедневное совершение пяти обязательных (фарз) намазов.
3. САВМ, или СИЙАМ (Ас-Савм, Ас-Сийам) - соблюдение поста в месяце Рамазан.
4. ЗАКАТ (Аз-закат) - уплата в пользу бедных и некоторых других категорий мусульман части имущества по достижении определенного уровня материального состояния.
5. ХАДЖ (Ал-хIаджж) - совершение паломничества в Мекку в определенное время при наличии возможности (материальной, физической, а также безопасной дороги).
Несоблюдение этого минимума свидетельствует об отсутствии настоящего Имана (веры) или о его слабости. Те, кто не соблюдает этот минимум ( кто не соблюдает хотя бы один из этих столпов), будут очень строго наказаны в вечной жизни (в ахирате), если они не покаются (не сделают тавбу) и не будут прощены Всевышним Аллагьом.
Тот, кто отрицает необходимость соблюдения этого минимума или хотя бы одного из столпов Ислама, становится кафиром (неверным).
Выполнение этих обязанностей не только освобождает от наказания на том свете, но и влечет получение по милости Аллагьа вознаграждения, величина которого зависит от искренности, тщательности и усердия, проявляемых при их исполнении.

Сунна Пророка
Каждый мусульманин не только обязан соблюдать все столпы Ислама, но и должен стараться следовать примеру и указаниям нашего пророка Мухаммада во всем, то есть следовать его Сунне.
Сунна - это путь, указанный нам Пророком словами ли, делами ли, поступками или состоянием (хIал).
Сунна – это нормы поведения и богослужения, которых придерживался и которые одобрял наш пророк Мухаммад . За их соблюдение верующие получат вознаграждение.
Хадис (“ХIадис” - изречение, рассказ)это предание о словах и действиях пророка Мухаммада , связанных с самыми различными ситуациями в жизни человека и всего общества, а также предание о том, как он относился (одобрял или не одобрял) к тем или иным поступкам и высказываниям своих сподвижников (асхIабов).
Тот, кто отрицает достоверный хадис или не верит в него, становится кафиром.

ИХСАН
Ихсан (ИхIсан) – это совершение богослужения с такой искренностью и ответственностью, с таким усердием и вниманием, как будто мы видим Аллагьа. Ведь Аллагь видит и слышит нас, Он знает все наши мысли и намерения, хотя мы Его и не видим.

Различия между людьми
по их отношению к вере

Все люди по их отношению к вере делятся на разные категории.
Истинную веру имеет только тот, кто душой и сердцем уверовал во все, что передал Всевышний Аллагь через Своего Посланника, последнего пророка Мухаммада , то есть тот, кто имеет Иман, выражает языком свою веру (произносит Шахадат), соблюдает все столпы Ислама и следует Сунне. Такого человека называют му’мином (муъмин - уверовавший) или мусульманином.
Того, кто выражает языком веру и делает вид, что соблюдает все столпы Ислама, но не уверовал душою и сердцем, называют мунафиком (мунафикъ - лицемер).
Того, кто уверовал сердцем и выражает веру языком, но не соблюдает хотя бы один из столпов Ислама, называют фасиком (фасикъ - нечестивец).
Того, кто не верует, не выражает веру языком, называют кафиром (неверующим, неверным).
Шариат

Шари‘ат (ШаригIат) - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллагьом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение как на уровне каждого человека, так и на уровне общества.
Все действия и поступки людей в зависимости от того, насколько они согласуются или не согласуются с велениями Всевышнего Аллагьа, подразделяются на несколько категорий.
То, что в Исламе ясно и однозначно запрещено делать или говорить, называется харамом (хIарам - запретное).
Совершение харама является неповиновением Всевышнему Аллагьу, пренебрежением к Его велениям.
За совершение харама, в котором человек не раскаялся и которого не простил Всевышний Аллагь, он будет наказан Всевышним по установленному Им порядку (по справедливому воздаянию) в зависимости от тяжести содеянного, а за сознательное воздержание от харама мусульманин получит вознаграждение по милости Аллагьа.
Совершивший запретное (харам) может быть наказан как на этом, так и на том свете или в обоих мирах.
То, что в Исламе предписывается ясно и однозначно, то есть то, к чему Ислам обязывает уверовавших, называется фарзом (фарз - обязанность, обязательное). Несоблюдение фарза также является неповиновением Всевышнему Аллагьу, пренебрежением к Его приказам. За совершение фарза мусульмане получат большое вознаграждение от Всевышнего Аллагьа по Его милости, а за его несовершение будут наказаны по установленному Им порядку (по справедливому воздаянию).
Различаются два вида фарза: фарзуль-айн (фарзуль-гIайн) и фарзуль-кифая. Фарзуль-айн – это то, что обязан исполнять каждый мусульманин, например, совершение пяти намазов каждый день. Фарзуль-кифая – это фарз для джамаата. Если его исполнит хоть один человек из джамаата, то этого достаточно; если же не исполнит никто, то весь джамаат впадает в грех. Пример фарзуль-кифая - совершение джаназа-намаза над умершим.
То, что не одобряет Пророк и что уменьшает благодать веры, называется макрухом или карахатом (макругь или карагьат - нежелательное, неодобряемое).
Мусульманин должен стараться не совершать макрух.
Различаются два вида карахата: карахату-т – тахрим (карагьату-т-тахIрим) и карахатуль-танзих (карагьатуль-танзигь). Если совершить три раза подряд карахату-т-тахрим, то это может привести к греху. Если воздержаться от совершения карахату-т-тахрим, то за это мусульманин получает вознаграждение. За воздержание от совершения карахатуль-танзих мусульманин также получает вознаграждение.
То, что не является обязательным (фарзом), но что совершал или одобрял Пророк , называется суннатом.
Мусульманин должен быть убежден в том, что суннат не является неважным для исполнения. Наоборот, он должен быть убежден в полезности и желательности его соблюдения, стараться без необходимости не пропускать ни один суннат, ибо это сохраняет исполненные им фарзы от недостатков, за это он получит большое вознаграждение и приблизится ко Всевышнему Аллагьу. Пренебрежительное отношение к суннату, унижение его может привести мусульманина даже к куфру.
То, что не вменяется в обязанность и не запрещено, не является одобряемым или неодобряемым, то есть то, что является нейтральным, называется мубахом (мубахI).
Свод этих предписаний и запретов, желательных, нежелательных или нейтральных деяний и составляет Шариат.
Таким образом, шариат - это кодекс предписанных Аллагьом законов, которые должен соблюдать мусульманин. Мусульманин всегда должен быть уверенным в обязательности соблюдения норм Шариата и в том, что люди не в состоянии придумать законы лучше шариатских или законы, которые могут заменить шариатские, ибо в противном случае он становится кафиром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий