ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА


Сначала опишем порядок совершения 2-ракаатного намаза, ибо в 3-х и 4-ракаатных намазах первые два ракаата совершаются точно так же, как и в 2-ракаатном намазе, а после этого совершают еще один или два ракаата.

Порядок совершения
2-ракаатного намаза

Перед началом намаза надо встать ровно, повернувшись в сторону Киблы, ноги на ширине плеч (расстояние между ними - примерно одна пядь), стопы параллельны друг другу, руки опущены (рис. 9), взгляд направлен в точку, которой будет касаться лоб при земном поклоне (на расстоянии чуть больше метра от себя; молитвенный коврик имеет длину всего 3 натIа, то есть около 1,4 – 1,5 метра). На эту же точку желательно смотреть и в течение всего намаза, кроме одного момента, когда смотрите на указательный палец правой руки при чтении “Аттахийяту” (об этом читайте ниже).
В течение всего намаза женщины должны проявить собранность тела: ноги у них вместе, руки прижаты к телу.
Необходимо отвлечься от всех посторонних мыслей и сосредоточиться на служении Аллагьу, помня при этом, что Аллагь видит и слышит вас, знает все о вас, все ваши мысли и намерения.
После такого сосредоточения мысленно и словами произносите нийят (намерение), то есть выражаете намерение совершить намаз. При этом следует отметить, во-первых, что намереваетесь совершить намаз, во-вторых, это фарз-намаз или суннат-намаз, в-третьих, какой именно фарз (утренний, обеденный, предзакатный, вечерний, ночной или пятничный) или суннат (ид, витру, ратибат, зуха, тагьажжуд и т.д.), в-четвертых, количество ракаатов в намазе, в-пятых, это своевременный намаз или возмещаемый. Например: “Я намереваюсь совершить своевременный 2-ракаатный обязательный (фарз) утренний намаз во имя Всевышнего Аллагьа”. Произносить нийят мысленно (сердцем) является фарзом, а произносить его языком перед мысленным намерением является суннатом (языком нийят произносят для того, чтобы было легче сосредоточиться на нем мысленно).
Итак, стоя, повернувшись в сторону Киблы, сначала произносите нийят языком, затем медленно говорите الله اكبر“Аллагьу акбар” (Аллагь велик) и одновременно обе руки поднимаете вверх. Приподняв руки, располагаете по обе стороны от головы, ладони повернуты вперед (рис.10) (в сторону Киблы), пальцы рук свободны и чуть согнуты, большие пальцы находятся на уровне мочек ушей, кончики остальных пальцев — примерно на уровне верхних краев ушей – направлены вперед (в сторону Киблы).
Женщины приподнимают руки только до уровня груди, ладони и кончики пальцев также направлены вперед (рис.11).
Затем опускаете руки вниз и складываете на нижней части груди, чуть выше пупка и чуть левее от центра (рис.12). При этом большой, безымянный пальцы и мизинец правой руки обхватывают запястье левой руки, а указательный и средний пальцы правой руки вытянуты вдоль предплечья левой руки (рис.13).
Кончик мизинца левой руки располагается чуть выше пупка (в середине живота)
С момента произносения “Аллагьу Акбар” вы уже в намазе.
Произнесение “Аллагьу акбар” (вступая в намаз) растягиваете от начала поднятия рук до расположения их на нижней части груди, и в это же время (когда произносите “Аллагьу акбар”) выражаете мысленное намерение (нийят).
“Аллагьу акбар”, произносимое при вступлении в намаз, называют такбиратул ихрам (такбиратуль ихIрам).
После этого, стоя со сложенными на груди руками, читаете суру “Фатиха” (“Аль-фатихIа” - первая сура Корана).
В первых двух ракаатах после суры “Фатиха” желательно читать еще что-нибудь (суру или аяты) из Корана.

Сура “Аль-Фатиха”
Добавьте подпись
Транскрипция и перевод1
Бисмиллагьи-р-рахIмани р-рахIим(и)2.
Во имя Аллагьа Милостивого ко всем на этом свете и Милосердного только к мусульманам на том свете,
Аль-хIамду лиллагьи раббиль гIаламин(а), (Всякая) хвала Аллагьу, Господу миров (всего сущего),
Ар-рахIмани-р-рахIим(и), Милостивому ко всем на этом свете, Милосердному только к мусульманам на том свете,
Малики явми-д-дин(и). Владыке дня Суда.
Ийяка нагIбуду ва ийяка настагIин(у).
Тебе (только) мы поклоняемся и у Тебя (только) просим помощи.
Игьдина-с-сиратIаль мустакъим(а),
Веди нас по дороге прямой (правильной),
СиратIа-л-лазина ангIамта гIалайгьим, По дороге тех, которых Ты облагодетельствовал,
Гъайрил магъзуби гIалайгьим ва ла ззаллин(а).
Не тех, кто находится под Твоим гневом, и не заблудших.
Амин я раббал гIаламин.

После чтения суры “Фатиха” (если прочитали и дополнительную суру, то после нее) руки, точно так же, как и при вступлении в намаз, поднимаете до уровня ушей (рис. 14), затем опускаете, одновременно наклоняетесь вперед, совершая поясной поклон (рукугI), и кладете руки на колени (рис.15). Вперед наклоняетесь ровно настолько, что руки, упираясь ладонями в колени, в локтях не сгибаются.
Совершая руку‘, также произносите “Аллагьу акбар”, начиная с момента поднятия рук и растягивая на весь период совершения поклона.
И в дальнейшем при совершении какого-либо действия в намазе произнесение “Аллагьу акбар” желательно растянуть на весь период совершения данного действия.
Положение при поясном поклоне (рукугI) таково: туловище наклонено вперед, руки при этом прямые и упираются ладонями в чашки колен, пальцы рук направлены вниз и чуть расставлены. Спина, шея и голова расположены на одной прямой (рис.16). В таком положении следует задержаться хотя бы две секунды (такая задержка имеет название тIумаънинат), при этом произносится три раза:

“СубхIана Раббияль ГIазим ва бихIамдигь(и)” (Слава моему Господу Великому и хвала Ему.)3
Затем выпрямляетесь (игIтидаль), возвращаясь к исходному положению стоя (рис.17). Выпрямляясь, одновременно поднимаете руки до уровня ушей (как и ранее) и произносите:

“СамигIаллагьу лиман хIамидагь”
(растягивая произнесение на весь период выпрямления), что означает: “Аллагь принял похвалы того, кто Его восхваляет”. Затем руки опускаете вниз и, стоя ровно (рис.18), произносите:

“Раббана лакаль хIамд” (Господь наш, Тебе вся хвала)4. В таком положении (стоя с опущенными руками) также следует задержаться хотя бы секунды на две (тIумаънинат).
Затем, произнеся “Аллагьу акбар”, совершаете земной поклон (челобитье). Для этого сначала опускаетесь на колени (рис.19), далее наклоняетесь вперед, упираетесь обеими руками в пол и касаетесь пола лбом (рис.20). Такое положение тела называется суждой (земной поклон, челобитье).
В положении сужды (рис.21) пола касаются семь частей тела: пальцы обеих ног, направленные в сторону Киблы (то есть подушечки пальцев ног касаются пола, а кончики направлены вперед, в сторону Киблы), оба колена, обе руки с ладонями вниз и пальцами слегка прижатыми друг к другу и направленными в сторону Киблы (рис.22), а также лоб, на который давит вес головы (при этом нос также касается пола). Глаза при этом желательно держать открытыми. Руки расположены на уровне плеч (на один локоть дальше от колен), у мужчин таз приподнят, живот – не касается бедер женщин – таз ниже, но все же он должен быть выше плеч, живот касается бедер), локти приподняты от пола и слегка раздвинуты женщин прижаты к туловищу).
Между лбом и местом, в которое он упирается, не должно быть преград вроде волос, шапки или платка, хотя бы часть лба должна касаться непосредственно пола (коврика).
В этом положении также следует задержаться хотя бы секунды на две (тIумаънинат) и трижды произнести:

“СубхIана Раббияль АгIла ва бихIамдигь(и)” (Слава Господу Всевышнему и хвала Ему)5.
   
Затем поднимаете голову и туловище и, одновременно произнося “Аллагьу акбар”, переходите в положение сидя на коленях (рис.23). Туловище при этом выпрямленное (рис.24), руки лежат на коленях ладонями вниз (кончики пальцев – у краев колен). Вы сидите на стопе левой ноги, лежащей на полу пальцами в правую сторону, правая нога чуть с боку опирается на пальцы, направленные вперед в сторону Киблы(рис.25). Такой способ сидения на коленях называется ифтирашем (ифтираш). В этом положении также следует задержаться хотя бы секунды на две (тIумаънинат)6.
Далее, точно так же, как и в первый раз, совершаете вторую сужду (рис.26); наклоняясь и поднимаясь, произносите “Аллагьу акбар”. Во второй сужде тоже читается три раза та же молитва, что и в первой. Во второй сужде также задерживаетесь секунды на две (тIумаънинат).
По окончании второй сужды завершается и совершение ракаата.

Со второй сужды встаете для продолжения намаза, то есть для совершения второго ракаата. Для этого сначала поднимаете голову и туловище и принимаете положение сидя на коленях (как между двумя земными поклонами; в таком положении можно чуть-чуть задержаться, можно и не задерживаясь продолжать подниматься), затем встаете в полный рост (для этого можно опираться о пол руками, ладонями вниз) и принимаете положение стоя, как в начале предыдущего ракаата.

Далее, начиная с чтения “Фатихи”, совершаете второй ракаат точно так же, как и первый.

После того, как совершили вторую сужду второго ракаата, поднимаете голову и туловище и принимаете положение сидя на коленях. Но в отличие от сидения между двумя земными поклонами, на этот раз средний и безымянный пальцы и мизинец правой руки слегка сжаты в кулак, указательный палец выпрямлен и к нему слегка прижат большой палец (рис. 27). Кроме того, при чтении последнего в намазе “Аттахийяту” желательно сидеть просунув стопу левой ноги под “дугу”, образованную правой ногой, опирающейся на пальцы, повернутые в сторону Киблы (рис. 28). При этом таз с левой стороны упирается о пол (рис. 29). Такой способ сидения на коленях называют таварруком (таваррук).
В таком положении читают сначала молитву “Аттахийяту” (“АттахIийяту”, другое ее название - “Ташагьгьуд” ) и после нее произносят Салават”.

1 Перевод аятов “Фатихи” дан дословный, не претендующий на охват всего смысла, - их толкование занимает несколько страниц.
2 Смотрите "Комментарии и дополнения". Глава "Произношение гласных в конце выражения".
3 Смотрите "Комментарии и дополнения". Глава "Молитва, читаемая в руку'е".
4 Смотрите "Комментарии и дополнения". Глава "Молитва, читаемая в и'тидале".
5 Смотрите "Комментарии и дополнения". Глава "Молитва, читаемая в сужде".
6 Смотрите "Комментарии и дополнения". Глава "Молитва, читаемая между двумя суждами".
 
*  *  *

Молитва “Аттахийяту”

Транскрипция и перевод

АттахIийяту-ль-мубаракату-с-салавату-тI-тIаййибату лиллагь(и).
Прославления, благословения, молитвы, хорошие деяния – Аллагьу.
Ас-саламу гIалайка айюгьа-н-набийю ва рахIматуллагьи ва баракатугь(у).
Салам (благополучие, спасение от невзгод) тебе, о Пророк, милость Аллагьа и Его благодать.
Ас-саламу гIалайна ва гIала гIибади ллагьи-с-салихIин(а).
Салам (и) нам и праведным слугам Аллагьа.
Ашгьаду алла илагьа илла ллагь.
Свидетельствую, что нет бога (божества) кроме Аллагьа.
Ва ашгьаду анна МухIаммада-р-расулуллагь.
И (еще) свидетельствую, (что) поистине Мухаммад – Посланник Аллагьа.

Молитва “Салават”
(читается сразу после “Аттахийяту”)
Аллагьумма салли гIала МухIаммадин ва гIала али МухIаммад.
О Аллагь, благослови Мухаммада и семью (род) Мухаммада.
При чтении “Аттахийяту”, во время произнесения “Ашгьаду алла илагьа илла ллагь”, произнося “…илла ллагь”, сердце констатирует, что Аллагь - один, и подтверждая это, вытянутый указательный палец правой руки чуть приподнимается (приподнятый палец слегка согнут), при этом взгляд с места совершения сужда отводится на поднимающийся указательный палец. В таком приподнятом состоянии (не шевелясь) указательный палец остается до конца чтения “Аттахийяту” и “Салавата”. (Взгляд в сторону указательного пальца следует отвести, даже если вы не видите палец из-за темноты или оттого, что он прикрыт одеждой).
По окончании чтения “Салавата” голову (но не туловище) поворачиваете в правую сторону так, чтобы видна была щека тем, кто находится сзади (рис.30), и даете “Салам”, то есть произносите:
“Ассаламу гIалайкум ва рахIматуллагь” (Мир вам и милость Аллагьа).
Произнеся “Салам” и поворачивая голову вправо, желательно мысленно сделать нийят выйти из намаза (закончить намаз) и приветствовать всех муъминов, то есть уверовавших (людей, ангелов и джиннов), находящихся по правую сторону от вас.
Затем точно так же поворачиваете голову влево и произносите ту же самую молитву – “Салам” (рис. 31). При этом мысленно делаете нийят приветствовать всех муъминов, находящихся по левую сторону от вас.
Произнесение “Салама” начинаете с началом поворота головы и заканчиваете с окончанием соответствующего поворота.

Порядок совершения
3-х и 4-ракаатных намазов

В 3-х и 4-ракаатном намазе первые два ракаата совершают точно так же, как и в 2-ракаатном, только для чтения молитв “Аттахийяту” и “Салават” на коленях сидят, как между двумя суждами (рис.32), то есть в положении ифтираш (на стопе левой ноги, а не просунув ее под “дугу”, образованную правой ногой, как при чтении последнего “Аттахийяту”). Кроме того, “Салават” произносится следующим образом: “Аллагьумма салли гIала МухIаммад”.
После чтения “Аттахийяту” и “Салавата” следует встать (для продолжения намаза) и принять положение стоя. Вставая, произносите “Аллагьу акбар” и руки поднимаете до уровня ушей. (Руки до уровня ушей можно поднять после того, как вы уже встали, или еще сидя на коленях, или вставая).
Далее совершаете третий ракаат точно так же, как и два предыдущих, только на этот раз после “Фатихи” другую суру Корана не читаете.
После совершения второй сужды третьего ракаата:
1) если намаз 3-ракаатный, то принимаете положение сидя на коленях (таваррук) и читаете молитвы “Аттахийяту” и “Салават” точно так же, как и в конце 2-ракаатного намаза. “Салават” произносится в форме: “Аллагьумма салли гIала МухIаммадин ва гIала али Мухаммад”.
Затем произносите в обе стороны (вправо и влево) “Салам” и намаз завершается;
2) если же намаз 4 - ракаатный, то встаете, принимаете положение стоя и далее совершаете 4-й ракаат так же, как и третий.
После совершения второй сужды четвертого ракаата принимаете положение сидя на коленях (таваррук), читаете “Аттахийяту” и “Салават” (в той форме, что и в конце 2-х или 3-ракаатного намаза), произносите “Салам” в обе стороны, и на этом намаз завершается.
Обратите внимание: если “Аттахийяту” в намазе не последнее, то его читают сидя в позе ифтираш, а в “Салавате” род (семейство) Пророка r не благословляется. Если же “Аттахийяту” в намазе последнее, то его читают сидя в позе таваррук и в “Салавате” после Пророка r благословляют и его род (семейство).
Еще один момент: от начала намаза и до его конца большой палец правой ноги не двигается с места, оставаясь неподвижным.

Мы описали порядок совершения намаза, включая его арканы и некоторые суннаты. Что из описанного является арканами и что суннатами, а также какие еще (кроме описанных) суннаты желательно исполнять для совершенствования намаза, мы, инша Аллагь, расскажем ниже.

Схема намаза
Схема 2-ракаатного намаза

I-й ракаат

1. Стояние.
2. Нийят.
3. Произнесение “Аллагьу акбар”, вступая в намаз.

4. Чтение суры “Фатиха”.

5. Руку‘ (поясной поклон).

6. И‘тидаль (выпрямление после поясного поклона).

7. Сужда (первая).

8. Сидение между первой и второй суждой в позе ифтираш.

9. Сужда (вторая).

10. Вставание на второй ракаат.

II-й ракаат


11. Стояние.
12. Чтение суры “Фатиха”.

13. Руку‘.

14. И‘тидаль.

15. Сужда (первая).

16. Сидение между первой и второй суждой в позе ифтираш.

17. Сужда (вторая).


18. Сидение для чтения “Аттахийяту” в позе таваррук.
19. Чтение “Аттахийяту”.
20. Чтение “Салавата” (Аллагьумма салли гIала МухIаммадин ва гIала али МухIаммад).
21. Произнесение “Салама” вправо.
22. Произнесение “Салама” влево.

Схема 3-ракаатного намаза

В 3-ракаатном намазе до пункта 19 (включительно) все совершают точно так же, как и в 2-ракаатном (смотрите выше).
Далее:
20. Чтение “Салавата” (Аллагьумма салли гIала МухIаммад) и сидение для его чтения и для чтения “Аттахийяту” в позе ифтираш.
21. Вставание на третий ракаат.
III-ракаат
22. Стояние.
23. Чтение суры “Фатиха”.
24. Руку‘.
25. И‘тидаль.
26. Сужда (первая).
27. Сидение между первой и второй суждой.
28. Сужда (вторая).
29. Сидение для чтения “Аттахийяту” в позе
таваррук.
30. Чтение “Аттахийяту”.
31. Чтение “Салавата” (Аллагьумма салли
гIала МухIаммадин ва гIала али
МухIаммад).
32. Произнесение “Салама” вправо.
33. Произнесение “Салама” влево.

Схема 4-ракаатного намаза

В 4-ракаатном намазе до пункта 28 (включительно) все совершают точно так же, как и в 3-ракаатном (смотрите выше).
Далее:
29. Вставание на четвертый ракаат.
30. Стояние.
31. Чтение суры “Фатиха”.
32. Руку‘.
33. И‘тидаль.
34. Сужда (первая).
35. Сидение между первой и второй суждой.
36. Сужда (вторая).
37. Сидение для чтения “Аттахийяту” в позе
таваррук.
38. Чтение “Аттахийяту”.
39. Чтение “Салавата” (Аллагьумма салли гIала
МухIаммадин ва гIала али МухIаммад).
40. Произнесение “Салама” вправо
41. Произнесение “Салама” влево

Молитва “Магьдина”
в утреннем намазе

По мазхабу1 имама Шафии, во втором ракаате утреннего намаза, выпрямившись после поясного поклона и подняв руки как при чтении дуа, читают специальную молитву “Магьдина” (эту молитву также называют “Къунут”).
По окончании чтения “Магьдина” опускаетесь на колени и далее (как описано ранее) совершаете сужду и продолжаете намаз как обычно.
Чтение “Магьдина” в утреннем намазе является очень важным суннатом (багIзу-с-салати).
“Магьдина” можно читать и в других намазах (в последнем ракаате). В других намазах ее обычно читают при наличии какой-либо опасности для всех мусульман данного населенного пункта, региона или для всей уммы в целом, чтобы отвести беду.

Приведем молитву “Магьдина”.
Транскрипция и перевод
“Аллагьуммагьдини фи ман гьадайт(а),
О Аллагь, наставь меня на правильный путь вместе с теми, кого Ты наставил,
Ва гIафини фи ман гIафайта(а),
И прости меня вместе с теми, кого Ты простил,
Ва таваллани фи ман таваллайт(а),
И защити меня вместе с теми, кого Ты защитил,
Ва барик ли фи ма агIтIайт(а),
И ниспошли мне благодать в том, что Ты дал мне,
Ва къини бирахIматика шарра ма къазайт(а).
И сохрани меня от зла, предопределенного Тобой.
Фа иннака такъзи ва ла юкъза гIалайк(а),
Истинно, только Ты решаешь, и не решает никто вопреки Тебе,
Ва иннагьу ла язиллу ман валайт(а),
И поистине не будет унижен тот, кого Ты защитил,
Ва ла ягIиззу ман гIадайт(а),
И не будет возвышен тот, кого Ты отдалил (сделал врагом).
Табаракта Раббана ва тагIалайт(а),
Умножилась Твоя благодать, Господи, и Ты выше всего.
Фа лакаль хIамду гIала ма къазайт(а),
И Тебе хвала за Твои решения.
Астагъфирука ва атубу илайк(а).
Я прошу прощения у Тебя и перед Тобой я каюсь (к Тебе обращаясь с покаянием).
Ва салла ллагьу гIала саййидина МухIаммадин ва гIала алигьи ва сахIбигьи ва саллам.
Благословение Аллагьа нашему господину Мухаммаду и роду (семейству) его, и сподвижникам.
Раббигъфир вархIам, ва анта хайру-р-рахIимин.
Господи, прости и помилуй, ведь Ты лучший из милосердних.
Мы привели самый короткий вариант молитвы “Магьдина”, существуют и более расширенные ее варианты.

Нарушение намаза

Намаз нарушается, то есть становится недействительным в следующих случаях:
1. при несоблюдении хотя бы одного из условий намаза (т.е. при нарушении до намаза или в течение намаза хотя бы одного из его условий (см.стр. 19);
2. при сознательном пропуске хотя бы одного из арканов намаза;
3. при совершении подряд трех и более больших (сильно заметных) нехарактерных для намаза движений;
4. при проглатывании пищи или питья (включая мокроту и остатки пищи во рту);
5. при разговоре с кем-либо кроме Аллагьа, то есть при произнесении чего-либо кроме молитв, аятов Корана или зикру (поминания Аллагьа), иначе говоря, при произнесении одной, двух и более букв, имеющих определенный смысл и не обращенных к Аллагьу.
Если возникнет необходимость обратить внимание других на что-либо, то мужчинам можно произнести вслух “СубхIаналлагь”, имея при этом намерение сделать тасбихI, а женщины хлопают одной рукой о другую.
6. при нарушении порядка исполнения арканов намаза, чтобы дополнить пропущенный суннат. Например, если в 3-х или 4-ракаатном намазе вы встали после второго ракаата, забыв прочитать “Аттахийяту”, то уже нельзя сесть для его чтения, поскольку чтение “Аттахийяту” в данном случае является суннатом;
7. при возникновении сомнений в нийяте: например, если забыли, какой намаз совершаете;
8. при сознательном увеличении числа арканов намаза: например, совершение лишнего поклона без крайней необходимости. Если, например, появилась необходимость наклониться, чтобы убить приближающееся опасное существо вроде скорпиона, тогда намаз не нарушается;
9. если преднамеренно рассмеяться вслух, плакать, стонать, кашлять и при этом выразились хотя бы две буквы;
10. если совершающий намаз сомневается, колеблется – прекратить намаз или продолжить его.

Арканы намаза

Арканами, то есть обязательными составными частями намаза (без исполнения которых намаз становится недействительным) являются:
1. нийят (его условия: он должен быть выражен сердцем (мысленно) во время произнесения “Аллагьу акбар” при вступлении в намаз; в намерении должно быть указано, какой именно намаз совершается; также должно быть указано, это фарз-намаз или суннат-намаз);
2. стояние выпрямившись (это касается только тех, кто физически может стоять, кто не в состоянии стоять - может сидеть, кто и этого не может - пусть лежит);
3. произнесение “Аллагьу акбар” для вступления в намаз, не изменяя при этом ни одной буквы (произнося как положено долгие и краткие гласные, одинарные и удвоенные согласные);
4. чтение суры “Аль-Фатиха” стоя с соблюдением правил чтения и произнесения звуков, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы, произнося как положено краткие и долгие гласные, одинарные и удвоенные согласные;
5. совершение поясного поклона (рукугI) и задержание в этой позе на некоторое время (тIумаънинат), ладони рук при этом лежат на коленях; поклон не должен быть совершенным по другим причинам, кроме как для исполнения элемента намаза;
6. выпрямление после поясного поклона (игIтидаль) и задержка в этой позе на некоторое время (тIумаънинат);
7. совершение дважды земного поклона (сужда) и задержка в этой позе (в сужде) на некоторое время, таз при этом должен быть выше плеч, пола должны касаться лоб (при этом вес головы давит на лоб), ладони обеих рук, колени и направленные вперед пальцы обеих ног;
8. сидение между двумя земными поклонами, выпрямив при этом туловище, и задержка в такой позе на некоторое время;
9. чтение последнего “Аттахийяту” с соблюдением всех правил чтения и произнесения звуков, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы;
10. чтение “Салавата” Пророку после последнего “Аттахийяту”, также соблюдая правила правильного произношения всех звуков, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы;
11. сидение на коленях для чтения последних “Аттахийяту” и “Салавата”;
12. произнесение “Салама” один раз;
13. соблюдение указанной выше последовательности исполнения арканов.

Важнейшие суннаты
(АбгIазу-с-салати)

Важнейшими суннатами (абгIазу-с-салати), неисполнение которых возмещают совершением саждату-с-сахви,* являются:
1. чтение “Аттахийяту” после первых двух ракаатов в 3-х или 4-ракаатных намазах;
2. сидение для чтения этого “Аттахийяту”;
3. чтение “Салавата” после этого “Аттахийяту”;
4. благословение рода (семьи) Пророка после последнего “Аттахийяту”, т.е. произнесение “Салавата” в следующей форме: “Аллагьумма салли гIала МухIаммадин ва гIала али МухIаммад”;
5. чтение во втором ракаате утреннего намаза молитвы “Магьдина” (“Къунут”), выпрямившись после поясного поклона;
6. стояние для чтения “Магьдина”;
7. благословление Пророка (чтение “Салавата”) после “Магьдина”;
8. благословление рода (семьи) Пророка после этого “Салавата” Пророку.

Суннаты намаза

Суннатами намаза являются:
1. поднятие рук при произнесении “Аллагьу акбар” в четырех случаях: в начале намаза, перед поясным поклоном, выпрямляясь после поясного поклона со словами “СамигIаллагьу лиман хIамидагь”, а также вставая с колен после чтения “Аттахийяту” для совершения третьего ракаата.
Некоторые ошибочно поднимают руки при каждом произнесении в намазе “Аллагьу акбар”. Это неправильно;
2. складывание рук - правой поверх левой – в положении стоя (для чтения “Фатихи”);
3. чтение молитвы “Важжахту” (Важжагьту)11 сразу после вступления в намаз, то есть до чтения суры “Фатиха”;
4. произнесение “АгIузу биллагьи мина-щ-щайтIани рражим” перед чтением каждой “Фатихи”;
5. произнесение “амин я раббал гIаламин” или просто “амин” после окончания чтения суры “Фатиха”;
6. чтение в первых двух ракаатах после суры “Фатиха” какой-либо суры или аята из Корана.
В первом ракаате читают более длинную суру или аят, чем во втором. Кроме того, в первом ракаате читают суру (или аят), расположенную в Коране раньше, чем сура (аят), читаемая во втором ракаате;
7. произнесение “Аллагьу акбар” перед поклонами (поясными и земными) и после земных поклонов, а также вставая с положения “сидя на коленях” для совершения третьего ракаата. Произнесение “СамигIаллагьу лиман хIамидагь”, выпрямляясь после поясного поклона;
8. произнесение трижды или более (нечетное количество раз, до 11) “СубхIана Раббиял ГIазими ва бихIамдигь(и)” при поясном поклоне;
9. произнесение трижды или более “СубхIана Раббияль АгIла ва бихIамдигь(и)” при земном поклоне;
10. во время сидения положить руки на колени;
11. чтение молитвы между двумя земными поклонами (сидя на коленях)2;
12. сидя на коленях, расположить стопу правой ноги в вертикальном положении, направив пальцы в сторону Киблы, и не двигать ими;
13. поднятие указательного пальца правой руки во время произнесения “... илла ллагь” при чтении “Аттахийяту”, подтверждая единственность Бога;
14. чтение “Кама саллайта” и дуа (молитвы-мольбы) после “Аттахийяту” и “Салавата” в конце намаза (перед “Саламом”)3;
15. соблюдение паузы на время, необходимое для произнесения слова “СубхIаналлагь”, между:
а) произнесением “Аллагьу Акбар” в самом начале намаза (вступая в намаз) и чтением молитвы “Важжахту”;
б) “Важжахту” и сурой “Фатиха”;
в) сурой “Фатиха” и словом “амин”;
г) словом “амин” и последующей сурой или аятом (в первых двух ракаатах);
д) сурой (аятом), читаемой после “Фатиха”, и поясным поклоном;
16. смотреть в течение всего намаза на место упирания лба при земном поклоне, кроме случая, когда переводите взгляд на палец при чтении “Аттахийяту”;
17. понимание смысла читаемых молитв и сосредоточение мыслей на читаемых молитвах;
18. сосредоточение мыслей на Аллагье, помня, что Он видит и слышит вас, знает, о чем вы думаете, то есть пребывание в состоянии ихсана;
19. произнесение второго “Салама”;
20. поворот головы в правую и левую стороны при произнесении “Салама”.

Нежелательные действия (карагьат)
при совершении намаза

При совершении намаза не одобряется, нежелательно:
1. смотреть по сторонам или на небо, поворачивать голову;
2. ощупывать что-либо пальцами, например, одежду, убирать или поправлять волосы рукой;
3. для мужчин – в положении стоя ставить ноги вместе;
4. совершать намаз при наличии желания сходить в туалет или выпустить газы;
5. совершать намаз (если не опаздываете) голодным при наличии пищи;
6. читать громко молитвы, читаемые про себя;
7. совершать намаз в бане, на базаре, кладбище, в обвалоопасном месте, в церкви, на мусоросвалке, в местах сбора скотины, там, где ходят люди (на дороге), а также находясь в состоянии дремоты;
8. делать во время намаза какие-либо знаки другим;
9. в положении стоя складывать руки на животе ниже пупка;
10. совершать намаз, взирая на вещи, нарушающие внутреннее сосредоточение, например, на рисунки, узоры;
11. закрывать глаза без необходимости (это допускается, если, например, помогает сосредоточиться или защитить глаза от пыли);
12. засучить рукава при совершении намаза;
13. вне мечети – плевать вперед или в правую сторону, а внутри мечети вообще запрещено (харам) плевать. При необходимости можно плюнуть в носовой платок или в край своей одежды (обычно на внутреннюю сторону одежды).

Если в намазе совершена
ненамеренная ошибка

Если в намазе совершена ненамеренная ошибка, то в конце намаза перед “Саламом” дважды совершают земной поклон – саждату-с-сахви (саждату-с-сагьви), и только после этого произносят “Салам” и заканчивают намаз. Даже если вы закончили совершение намаза и только после “Салама” вспомнили, что допустили ошибку, совершаете дважды земной поклон (саждату-с-сагьви) и еще раз даете “Салам”.
Саждату-с-сахви совершают, если пропущен хотя бы один из важнейших суннатов (абгIазу-с-салати), например, если в утреннем намазе забыли прочитать молитву “Магьдина” или в 3-х или 4-ракаатном намазе забыли прочитать в первый раз “Аттахийяту” и случайно встали (в этом случае нельзя возвращаться в положение “сидя на коленях”, надо совершить третий ракаат).
Если вы закончили намаз и вспомнили, что пропустили один ракаат, то встаете, совершаете недостающий ракаат и перед “Саламом” совершаете саждату-с-сахви.
Если при совершении намаза у вас возникли сомнения в количестве совершенных ракаатов, то останавливаетесь на меньшем числе ракаатов (считаете, что совершили меньшее число ракаатов), исходя из этого решения совершаете оставшееся число ракаатов (например, если сомневаетесь в том, что совершили 3 или 4 ракаата, считаете, что совершили 3 ракаата, и совершаете еще один ракаат) и в конце намаза, перед “Саламом”, совершаете саждату - с-сахви.
Но если сознательно добавить лишнее рукну в намазе, то в этом случае намаз нарушается.
Если в конце намаза намереваетесь совершить саждату-с-сахви, то для чтения “Аттахийяту” следует сидеть в позе ифтираш (а не таваррук).
Совершение саждату-с-сахви является суннатом, а не фарзом, поэтому, если возникнет сомнение - совершать или не совершать саждату-с-сахви, - то его не совершают.

1 Мазгьаб – богословско-правовая школа, толк, доктрина; в мусульманской религии существуют четыре равнозначных мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. Каждый мусульманин обязан придерживаться одного из этих мазхабов. В Дагестане в основном распространен шафиитский мазхаб.
2 Смотрите "Комментарии и дополнения". Глава "Молитва, читаемая между двумя суждами".
3 Смотрите "Комментарии и дополнения". Глава "Камасалайта и дуа

Комментариев нет:

Отправить комментарий